Победа на конкурсе
А вы замечали, что склонны преуменьшать свои достижения, а иногда даже забывать о них?
Разбирая сегодня почту, я нашла сообщение годичной давности о том, что я заняла второе место в конкурсе статей о фрилансе со своей статьей “Полезные инструменты фрилансера”. Надо же, это была моя первая попытка написать статью, и такая успешная попытка, а я до сих не разместила эту статью на своем сайте. Исправляюсь!
Полезные инструменты фрилансера
Я знаю, почему вы читаете эту статью. Разумеется, она пригодится вам, если вы недавно начали фрилансить или даже только задумываетесь о таком способе заработка. Ну а если ваш опыт во фрилансе исчисляется месяцами и даже годами, есть два варианта: «Ну-ка, что там пишут? Вдруг че новенькое?» и «Все полезное я уже обнаружил. Почитаю-ка, наверняка автор что-нибудь важное забыл». Так что предлагаю сыграть в игру, в которой победителем будет тот, кто последним назовет важный и полезный инструмент, о котором я не написала.
Поехали!
Вне зависимости от планируемой фриланс-специализации вам понадобятся инструменты нулевого уровня:
1. Способы связи с заказчиком. Е-мэйл (лучше отдельный рабочий и лучше gmail.com, если у вас еще нет своего сайта и домена), скайп, ICQ и аккаунты на фриланс-сайтах. Зарегистрируйтесь на нескольких сайтах (англоязычных в том числе, если владеете языком) и в течение пары месяцев изучайте обстановку, чтобы понять, где больше заказов по вашей специализации. Возможно, есть смысл завести резюме на работных сайтах, специальные аккаунты в социальных сетях. Указывайте в аккаунтах максимальное количество способов связи с вами, если вы хотите убедить заказчика в том, что вы — фигура серьезная и не пропадете посреди выполнения заказа.
2. Всевозможные способы получения оплаты — банковская карта, яндекс-кошелек, кошелек на веб-мани, киви-кошелек. После первых контактов с работодателями вы сможете определить, о каком популярном среди ваших заказчиков способе вы забыли, и расширить свой диапазон.
3. Все, что ускорит вашу работу с почтой: почтовая программа (The Bat! например) — обязательно. Настройка оповещений с фриланс-сайтов о новых проектах по вашей специализации — непременно. Попробуйте несколько и выберите один способ — оповещения на почту, RSS-лента, приложение-информер (например, Free-tray на free-lance.ru). Изучайте настройки программ: иногда скромная галочка поможет сэкономить немало драгоценных минут.
4. На фриланс-сайтах ваши основные инструменты — портфолио, платный аккаунт и текст отклика на проекты. Помните, что для создания портфолио совсем не обязательны реальные заказы, главное — показать, что вы умеете. А чтобы разработать текст отклика, который зацепит заказчика, представьте, что вы и есть тот самый заказчик. Доверите ли вы свой проект фрилансеру, написавшему что-то вроде: «Сто раз такое делал. Скока платишь?»
Теперь — пара слов об инструментах первого уровня, о том, что вам пригодится в процессе работы. Гугл нам сообщает, что «основные инструменты фрилансера — это компьютер и Интернет». Позволю себе не согласиться с этой как бы очевидностью: главными инструментами в вашей работе должны стать голова и Гугл. Их слаженное взаимодействие обеспечит вам быструю и качественную работу: через поисковик можно найти не только значение неизвестного вам термина, но и программы, облегчающие вам жизнь, нового заказчика, удобные сервисы… мою статью, наконец. Не стесняйтесь задавать вопросы Гуглу, он вас в угол не поставит.
Не знаю, как будет у вас, а я после первой же недели на фрилансе поняла, что без подсчета доходов (и расходов заодно) мне не обойтись: деньги поступают по четырем разным каналам и совершенно непонятно, сколько же я зарабатываю. А выяснить, насколько выгоден фриланс по сравнению с работой в офисе, хотелось очень. Здесь наилучший инструмент — Microsoft Excel. Через месяц работать без Excel’а стало просто невозможно: расценки разные, кто-то платит раз в месяц, кто-то периодически вносит аванс, с новыми же заказчиками я по-прежнему работала с предоплатой.
Крайне необходим для фрилансера свой собственный бриф. Разработанный вами опросник для заказчика сэкономит немало вашего времени (а значит, и денег), а особенно нервов. Можно обойтись и уточняющими вопросами (которые следует задавать после получения заказа и перед его выполнением), но в ряде специализаций без письменно согласованного техзадания не обойтись.
Возможно, пройдет совсем немного времени — два-три месяца или год — и вы поймете, что способны на большее. Тогда вашими инструментами станут свой сайт, статус индивидуального предпринимателя и аккаунт работодателя.
Будет интересно и полезно. И не только мне. Спасибо.
Спасибо очень доходчиво.